Vyacheslav Butusov

Прекрасное эссе от Александра Коротича - история оформления альбома "Аллилуия". Я специально попросил Сашу описать все тонкости создания, чтобы людям было понятно, в чём заключается счастье творческого человека, ремесленника, художника. Каждый раз - экзамен на мастерство, то есть шедевр. ... Орден Славы «Аллилуия» (2020 г.) Новая группа Вячеслава Бутусова получила от своего отца основателя имя, сочетающее в себе вызов и самоиронию. Очень смешно было читать в соцсетях возмущенные реплики о «зазнавшемся артисте» и его «нескромном» бренде. На самом деле Слава в очередной раз продемонстрировал изящную игру ума: «орден» это не только награда, но и сообщество единомышленников, объединённых идеей или миссией. Именно миссионерство отличает позднее творчество Бутусова от времён Нау, песни становятся не просто поэзией под музыку, они становятся оружием в борьбе за нравственность и духовность слушателя. Эта позиция Славы являлась одной из причин по которой я предложил сделать название новой группы главным в композиции обложки стартового альбома «Аллилуия». Название, заключённое в узнаваемый логотип, должно активно «отрабатывать» все смыслы, связанные с миссией проекта. К тому же, это обусловлено новизной бренда. Как и пятнадцать лет назад в случае с новоявленным брендом «Ю-Питер», промоутеры просят писать на афишах название группы помельче, а фамилию «Бутусов» покрупнее. Их можно понять: имя звезды продаёт билеты, а мало кому известное название ещё надо раскручивать. Слава согласился с моими доводами, и я начал прорисовку лого. Взяв за основу наброски Бутусова, где суровые рубленные буквы были втиснуты в квадрат, я развил геометрию контура до восьмиконечной звезды отчего он больше стал походить не только на орден, но и на розу ветров, что нам показалось вполне уместным. При прорисовке появился объём, который сперва показался Славе нарочитым и тяжеловесным. Но мне уже мерещился иной масштаб нашего герба, где контур превращался в крепостную стену, а буквы логотипа – в крыши домов. Когда был нарисован город с домами и улицами, всё встало на свои места: вот он Город Ордена Славы – цитадель добродетели, оплот борьбы со злом. Город органично вписался в географический ландшафт, и знак превратился в образ. Лодки, плывущие по лазурной реке в сторону залива, мосты и виадуки, пронзающие освещённые солнцем холмы, необычные сооружения, всё это напоминает Золотой век некой удалённой от нас планеты. Уговаривать Славу больше не пришлось: ведь в музыканте Бутусове до сих пор жив архитектор-градостроитель, способный оценить крупный масштаб. Любитель старинных увражей и живописи кватроченто, он, естественно, предполагал, что это изображение должно было стать гравюрой, подобной картам эпохи Великих открытий. Я, признаться, и сам питаю слабость к этому жанру, но на сей раз у меня были другие планы. Много лет я вынашивал мечту использования в оформлении виниловых грампластинок элементов из текстиля, и теперь не мог упустить этот шанс! Я предложил Славе выполнить центральный образ альбома в технике авторского гобелена, честно предупредив, что путь этот тернист, долог и недешёв. Несмотря на предупреждение он немедленно и с радостью согласился. (И в этом мне тоже видится наш общий культурный знаменатель: архитектор всегда знает, что нельзя экономить на амбициозных решениях). Избавлю читателя от подробностей бесконечных переговоров с текстильной фабрикой, которая находилась в полутысяче километров от меня, от мучительных подгонок и приладок, когда принимать решение приходилось, глядя на подслеповатые телефонные фото. Я с облегчением выдохнул лишь в тот момент, когда развернул один из неподъёмных рулонов жаккарда, доставленных мне на дом прямо с фабрики. Впереди было ещё много технических хлопот: нарезка рулонов на купоны, центровка гобелена относительно вырубки в лицевой стороне конверта, приклеивание непослушной ткани к ламинированному картону. Выполнить все эти непростые операции, как и печать конвертов, взялась «Полезная компания» под руководством Андрея Неделькина, который отнёсся к (мягко говоря!) нестандартному заказу с энтузиазмом и старанием. Первое, что увидит счастливый обладатель альбома «Аллилуия», мощный логотип «Орден Славы» в ореоле снежно-белого кружева на фоне благородной бронзы, сотканного из планировок храмовой архитектуры эпохи Высокого Возрождения. «Это Суперхрам?» - спросил Слава, впервые увидев набросок моей архитектурной пряжи. «Это поперечный разрез А-А межгалактической станции «Небесный Иерусалим». – уточнил я. Похоже, его такое объяснение вполне устроило. Дальнейшее открывание конверта сулит вам сразу три сюрприза. Во-первых, то, что снаружи выглядело как эмблема, оказывается крепостью, вписанной в необычный гобеленовый ландшафт. Во-вторых, все поверхности, включая внутренние конверты для пластинок и даже изнанка «рукава», в который они вложены, залиты безапелляционным красным цветом, напоминая о безбрежной и жестокой кровавой реке из одноимённой песни. Разумеется, что тот контраст между спокойной внешностью и агрессивной красной внутренностью придумал не я. Я долго пытался раскопать в глубинах памяти источник своего вдохновения. Ну конечно! «В белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой…» — это же Понтий Пилат Булгакова! Вы думайте, что хотите, а я знаю точно: совпадений не бывает. Третьим сюрпризом начинки является постер с портретом Вячеслава Бутусова работы замечательного фотографа Валерия Латыпова. Портрет сделан в возвышенной манере старых испанцев, луч света, подобно кисти Караваджо, выхватывает из темноты гордый профиль артиста, его кружевное жабо и руку в манжете, которая по всем законам жанра должна лежать на эфесе богатого клинка. Но не тут-то было! Оказывается, что рука обнимает подушку с дивана, а кружева сделаны из мусорных мешков умелыми руками старшей из Славиных дочерей – Аней. На обороте постера – тексты песен альбома и фамилии всех до единого спонсоров-подписчиков этого уникального издания с послесловием автора: «Дорогие друзья! Огромное спасибо вам за моральную поддержку, таким образом мы утверждаемся в нужности и правильности наших действий. Спасибо вам также и за доверие, этим самым мы убеждаемся в близости совместного духа. Это радует и придаёт силы и надежду для дальнейших дерзновений. Жизнь – это творчество, а творчество – это жизнь. Быть рядом, быть вместе!» Подпись «Вячеслав Бутусов» я подкрепил Славиным росчерком чтобы уж наверняка. В заключение могу сказать лишь избитую фразу: мы сделали это. Зачем мы это сделали, пусть разбираются эстеты, культурологи и искусствоведы, а нам достаточно того, что миссия Ордена Славы – выполнима. И это прекрасно! +++

02.06.2020 ⋅ vk.com

Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться