Бунтарь, провокатор и брутальный гений – почему стоит посмотреть фильмы Гаспара Ноэ?

Нестандартность сюжетов

Каждая картина Гаспара Ноэ похожа на сон или на очень яркую и смелую фантазию. Это не удивительно, ведь и темы, лежащие в основе картин, нестандартны: это может быть наркотический трип целого танцевального коллектива (фильм «Экстаз»), путешествие души после смерти («Вход в пустоту») или жестокая месть за изнасилование подружки («Необратимость»). Каждый раз режиссёр экспериментирует как с самим сюжетом, так и с изображением, помещая своих персонажей в обстановку жестокости и безумия. И даже если в начале вам кажется, что всё идёт хорошо, то в скором времени действие развернётся в противоположную сторону. Ведь как признаётся сам Ноэ, его всегда завораживали ситуации, «когда внезапно распространяются хаос и анархия, будь то уличные драки, шаманские сессии с психотропными веществами или вечеринки, где под влиянием мощных доз алкоголя люди теряют контроль». Так что если вы всё же решили посмотреть фильмы режиссёра-провокатора, то не стоит искать логику в сюжете или ждать доброй нравоучительной истории — нужно просто наслаждаться картинкой и размышлять над необычными идеями, показанными автором.

Фото: Фильм «Экстаз», 2018
Фото: Фильм «Экстаз», 2018

Следуя за камерой

Создать эти фантазии было бы невозможно без уникальной операторской работы. Зачастую в фильмах мы не обращаем внимание на то, как видим героев, но не заметить особенность взгляда в фильмах Ноэ просто невозможно: камера то и дело перемещается то над персонажами, показывая их сверху, то медленно двигается вдоль них, детально изучая каждую часть тела. Благодаря этому зритель постоянно видит историю с разных и необычных точек. При этом камера не просто инструмент для режиссёра, она является неотъемлемой частью действительности.

Объектив не только наблюдает, но и проникает в жизни людей, находясь рядом, а порой даже внутри них.

За счёт постоянного движения камеры у зрителя складывается полное ощущение присутствия. Так в «Необратимости» мы быстро бежим за героями Венсана Касселя и Альбера Дюпонтеля в поисках преступника. В «Экстазе» же камера медленно скользит из комнаты в комнату, наблюдая за танцорами. Но ещё более новаторский приём был применён в картине «Вход в пустоту» — все действия показывались от лица персонажа Оскара, поэтому после его смерти (она происходит на первых минутах, так что не сочтите это за спойлер) мы видим уже путешествие его души по городу. Такой подход помогает Ноэ не только создать уникальную и необычную картинку, но и погружает зрителя в фильм на 100%. Мы становимся частью этой действительности, а значит, не можем остаться в стороне от происходящего и начинаем чувствовать ещё больше эмоций и переживаний.

Кадр из фильма «Вход в пустоту», 2009
Кадр из фильма «Вход в пустоту», 2009

Нелинейность повествования

Игра со временем — это ещё одна возможность уйти от стандартного рассказа истории. В отличие от большинства фильмов, у Гаспара Ноэ оно движется нелинейно от начала до конца. Действие может протекать в обратном порядке, как это было в «Необратимости», где сюжет разворачивается наоборот, от конца к началу, или же перескакивая с одного момента жизни на другой, из прошлого в настоящее или в ещё более далёкое прошлое, как мы видим в «Любви» или «Входе в пустоту». Такой монтаж добавляет в фильм загадку и интригу, ведь если зритель не получает с самого начала полную информацию, ему обязательно захочется узнать все детали, чтобы получить историю целиком. Кроме того, именно за счёт нелинейного повествования мы можем увидеть персонажей в разные моменты их жизни. Это позволяет лучше понять героя, ведь мы видим самый разный спектр его чувств. Передает это Ноэ через флешбэки героев. В фильме «Любовь» персонаж Карла Глусмана Мерфи ходит по квартире и то и дело наталкивается на воспоминания о прошлом, которые возникают в разбросанном порядке. И только в конце он видит самый ценный момент — знакомство с человеком, которого он до сих пор любит. Поэтому именно в конце зритель понимает всю боль, находящуюся в душе героя.

Фото: Кадр из фильма «Любовь»
Фото: Кадр из фильма «Любовь»

Цветовой экстаз

Гаспар Ноэ всегда признаёт, что визуальная составляющая его фильмов неотрывна от сюжета и над ней он работает также долго и кропотливо, как над самой съёмкой. Особенное значение он уделяет здесь цвету. Все фильмы режиссёра отличаются яркостью и наполненностью разноцветными, буйными красками. Создается это как на стадии обработки уже готового фильма, так и во время самих съёмок. Так Ноэ постоянно использует в своих картинах стробоскоп — прибор, позволяющий создавать быстро меняющиеся разноцветные вспышки света, как на дискотеке.

Такой избыток огней самых разных оттенков и частота их сменяемости погружают зрителя в состояние хаоса и беспокойства, рождая предчувствие, что сейчас что-то пойдёт не так.

Но среди этого цветового эпилептического припадка есть один цвет, которому режиссёр отводит особое значение — красный. Он всегда носит символическое значение, которое раскрывается по-разному в каждом фильме. В «Необратимости» красным цветом окрашен туннель, в котором насилуют героиню Моники Беллуччи. Так он символизирует ярость, кровь и жестокость, делая сцену поистине жуткой. Так же воспринимается цвет и в «Экстазе»: он появляется в момент, когда начинают происходить самые страшные вещи, создавая на экране подобие ада, в котором оказались герои. В «Любви» же красный цвет имеет противоположное значение — он символизирует страсть и чувства героев, когда они вместе сидят в ванне, освещённой алым цветом. Кроме того, красный — это наиболее эффектный цвет, вызывающий в зрителе самые сильные чувства. А ведь именно к этому и стремится автор.

Фото: Красный цвет в фильме «Необратимость», 2002
Фото: Красный цвет в фильме «Необратимость», 2002

Шок и провокация

Фильмы Гаспара Ноэ — это всегда прямолинейные высказывания о запретных или неприятных сторонах нашей жизни. Секс, насилие, избиения — всё это зритель видит без прикрас. Однако за простым изображением режиссёр всегда прячет какую-то мысль или идею. Показывая жестокий мир преступности и наркотиков, Ноэ не выдумывает чего-то нового, а лишь переносит реальную грязь из нашей жизни на экран: «жестокость — это часть нашей жизни, нам приходится быть жестокими (или подвергаться определенной жестокости) даже в обычном споре», — говорит сам автор. Обсуждение таких тем для режиссёра – это скорее вскрытие проблем, а не призыв поступать так же. Однако Ноэ снимает не только о тёмной стороне природы человека, но и о самых глубоких и светлых чувствах. В «Любви», которая по жанру иногда напоминает порнографию, на протяжении всего фильма вы видите людей, занимающихся друг с другом любовью. Но рассказ главного героя, который вспоминает эти моменты как лучшие из своей жизни, даёт зрителю понять, что речь идёт не о похоти, а о настоящей любви, о трагедии потери близкого человека и невозможности вернуть ту, что делала тебя действительно счастливым и с которой собирался прожить вечность.

Фото: Кадр из фильма «Любовь», 2015
Фото: Кадр из фильма «Любовь», 2015

Все эти моменты заставляют нас испытывать бурю чувств и, безусловно, шокируют. Режиссёр-провокатор намеренно игнорирует комфорт зрителя с целью вывести его из состояния покоя. В большинстве случаев это действительно получается. Так на показе фильма «Необратимость» люди даже выходили из зала в момент сцены изнасилования героини. А фильм «Любовь» в России не получил прокатного удостоверения. Судя по отзывам критиков, подобное ждёт нас и в новом фильме Ноэ «Вечный свет»: очередной эксперимент режиссёра уже вызвал в Каннах диаметрально противоположные мнения и отзывы. Для зрителей же это является отличной возможностью посмотреть на необычную историю, где царствует хаос и безумие. А сделать это можно уже с 19 ноября.

Текст: Кристина Ибрагимова

17.11.2020 ⋅ kudago.ru

Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться