Гид по волшебному миру фильмов Уэса Андерсона

Жизнь в кукольном доме

Одной из особенностей стиля Андерсона является условность показанной реальности. Будь то жилой дом семьи маленьких гениев, морское судно «Белафонт» или же отель в вымышленной стране Зубровке — любое место выглядит так, будто режиссёр создал макет, в котором и живут герои. А зритель — это сторонний наблюдатель, изучающий этот большой и детализированный кукольный дом. За витриной мы разглядываем каждую комнату, спокойно перемещаемся сквозь стены домов, заглядываем в окна или через ткань палаток. Таким оригинальным способом режиссёр разрушает четвёртую стену. Однако эта макетность не нивелирует градус серьёзности и сложности поднимаемых вопросов.

Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“», 2014
Кадр из фильма «Отель „Гранд Будапешт“», 2014

Эффектом кукольности наделены не только масштабные дома, но и мелкие предметы. Уэс Андерсон наполняет пространство вещами, обычными для его героев, но своеобразными и странными для нашей реальности. Большая жёлтая камера из «Водной жизни», набор чемоданов из «Поезда на Дарджилинг» или прелестные профитроли из «Отеля „Гранд Будапешт“». Все эти вещи — будто выставочные образцы из кукольного музея.

Иногда предметов на экране так много, что создается впечатление их избыточности. Однако именно через мелочи режиссёр раскрывает характеры своих персонажей.

По обстановке комнаты нам понятны увлечения персонажа, а по походному набору в чемоданчике мы понимаем, что для него ценно. Андерсон — настоящий режиссёр-визионер, для которого мир вещей наполнен эмоциями и смыслом.

Кадр из фильма «Поезд на Дарджилинг», 2007
Кадр из фильма «Поезд на Дарджилинг», 2007

Буйство красок

Ещё одна узнаваемая черта фильмов Уэса Андерсона — особая цветовая гамма. Каждая картина автора наполнена разнообразной палитрой красок. При этом они не хаотично разбросаны по экрану, а гармонично подобраны в соответствии друг с другом. «Отель „Гранд Будапешт“» изобилует пастельными тонами розового и бежевого, «Королевство полной луны», наоборот, ярко-жёлтыми и красными цветами, а «Водная жизнь» — разными оттенками голубого и жёлтого (конечно, с красным акцентом в виде шапок!). Для Андерсона цвет — не просто фильтр, наложенный поверх фильма. Особенная палитра считывается в одежде персонажей, в декоре домов, бытовых вещах и даже книгах. Порой именно краски передают настроение героев. Например, в «Семейке Тененбаум» палитра резко меняется в момент, когда один из героев решает убить себя. Зритель уже не видит солнечных оранжевых тонов, единственный оттенок, который царит в комнате — это синий. Так что цвета Уэса Андерсона — это не просто прихоть автора, а настоящий способ показать суть его мира уже на уровне изображения.

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»

Идеальная симметрия и верхние планы

Но полного воспроизведения атмосферы американского режиссёра невозможно представить без его фирменных операторских приёмов: симметричного кадра и плана сверху. Каждый фильм изобилует идеальными «инстаграмными» кадрами. Это делает картинку Андерсона театральной и постановочной, что опять же проводит грань между мирами автора и зрителя. Но заимствование из другого вида искусства используется режиссёром сознательно. Во-первых, это соответствует декоративному и условному визуальному стилю автора. Во-вторых, для Уэса Андерсона важен театр как таковой. В его сюжетах не раз разыгрывается представление между самими героями. Однако для зрителя оно не просто часть истории, а ещё один способ узнать кое-что о персонажах. Так пьеса, поставленная маленькой Марго Тененбаум — это не просто постановка гениальной девочки, а отражение её эмоционального состояния: она единственная наряжена в костюм зебры, истекающей кровью. Такой же разбитой и непохожей на всех она чувствует себя в жизни.

Своё значение имеют и кадры, снятые с верхнего ракурса. С одной стороны, они дают зрителю привлекательный вид, наполненный кучей ярких деталей — хочется поставить фильм на паузу, чтобы лучше разглядеть всё. Предметы явно расставлены в таком порядке искусственно, порой будто бы по схеме, однако от этого они становятся ещё привлекательнее. С другой стороны — эти вещи раскрывают героя, иллюстрируя часть внутреннего мира, или являются важными подсказками внутри сюжета.

Планы сверху из фильмов Уэса Андерсона
Планы сверху из фильмов Уэса Андерсона

Дэвид Боуи и «Британское вторжение»

Музыка — это отдельная большая тема в фильмах Андерсона. Каждый фильм отличается своим звучанием: в «Отеле „Гранд Будапешт“» мир дополняют характерные для Восточной Европы цимбалы и балалайки, а «Королевство полной Луны»» наполнено изысканной инструментальной музыкой. Однако неизменной остаётся любовь автора к песням эпохи «Британского вторжения».

Режиссёр, являющийся поклонником 1960-х, наполняет свои фильмы преимущественно старым, уже забытым для современного зрителя звучанием.

Это могут быть треки The Beatles, Ramones, The Clash, The Stooges, Джона Леннона, Боба Дилана и многих других легендарных исполнителей. Чаще всего Андерсон выбирает из них самые неизвестные, однако они всегда точно передают атмосферу не просто фильма, а отдельных сцен. Музыка в руках американского режиссёра – это один из важнейших ингредиентов для того, чтобы показать чувства героя. Некоторые песни режиссёру приходится переделывать, чтобы они лучше подходили под конкретную ситуацию. Так известная песня Дэвида Боуи «Space Oddity» исполняется в картине «Водная жизнь» на другом языке и только на гитаре, подобно всем остальным песням к фильму. Конечно, мы узнаём великий трек музыканта, однако это никак не нарушает наше ощущение от фильма.

Кадр из фильма «Водная жизнь», 2004
Кадр из фильма «Водная жизнь», 2004

Трогательные истории и глубокие персонажи

Самое главное, что так цепляет зрителя (несмотря на всю красоту картинки) — это, конечно же, истории. Андерсон сам является сценаристом своих фильмов. Он пишет наивные на первый взгляд истории, где сказка тесно переплетается реальностью, а детское мироощущение используется как инструмент для переживания взрослых проблем. Часто ли мы встречали семью с гениальными детьми, переживающими кризис во взрослом возрасте? Или старого моряка-исследователя, ищущего ягуаровую акулу, убившую его друга? Всё это будто бы истории из детских книжек, внутри которых под слоем красочных акварельных иллюстраций бьётся сердце серьёзной прозы.

Кадр из мультфильма «Бесподобный мистер Фокс», 2009
Кадр из мультфильма «Бесподобный мистер Фокс», 2009

Сказочные герои Андерсона сталкиваются с далеко не сказочными проблемами. Непонимание со стороны других, неосуществимость своих мечтаний. Каждый из героев переживает свой личный кризис, пытаясь преодолеть как внешние, так и внутренние препятствия. Порой им даже приходится пройти тяжёлый путь потерь и страданий, будь то разрушение дома, смерть собаки или родного человека. Герои переживают это, вынося из всех испытаний правильный урок и заодно показывая нам, зрителям, что на самом деле ценно и как важно это не упустить. Часто проблемы взрослых и детей меняются местами, как, например, совсем юные Сэм и Сьюзи, собирающиеся пожениться, или три взрослых брата в «Поезде на Дарджилинг», неспособные найти язык между собой и порой ведущие себя как беспризорники. Этим Андерсон даёт нам почувствовать, что даже в самом взрослом и серьёзном человеке может жить маленький ребёнок, со своими страхами и комплексами. А дети, несмотря на возраст, могут рассуждать совсем как опытные и мудрые люди, видя мир намного проще и добрее.

И даже если жизнь героев Уэса Андерсона наполнена испытаниями и тяжёлыми потерями, в финале они всё равно находят правильный путь, обретая внутреннюю гармонию, своё место в мире, уважение со стороны окружающих, верных друзей и, конечно же, любовь.

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум», 2001
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум», 2001

Текст — Кристина Ибрагимова

17.02.2021 ⋅ kudago.ru

Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться