Александр Градский представил в Концертном зале им. Чайковского весьма несообразующуюся с этим почтенным залом программу.
У Градского вполне себе репутация бунтаря и бретера. Поэтому московский сольный концерт, названный «Лучшие песни», побил все рекорды неполиткорректности и независимости от всего, кроме собственного мнения артиста, из проходивших в последние годы на этой легендарной сцене концертов.
Александр Градский
Начать с того, что Градский выступал… под минусовую фонограмму все первое отделение концерта, и лишь во втором взял в руки гитару. Сам артист объяснил это отсутствием времени для настройки оркестра, а потом выразился еще проще: «Мне легче, когда нет никого с палочкой под ухом, так спокойнее. Может, так и надо было петь с самого начала, да не получилось…» Последняя фраза, конечно, шутка.
Мало того, программа состояла из полностью исполненного последнего номерного альбома Градского «Неформат», и потому изобиловала весьма крепкими выражениями. Которые, как ни крути, совершенно диссонировали со сценой зала Чайковского. Кроме грубоватых фраз, а то и откровенного матюгана, со сцены в этот вечер звучали едва ли не митинговые призывы – в этом Градский большой мастер, и на орехи досталось всем, от Путина до тупого телевизионного начальства (кстати, сидевшего в зале – Юрий Аксюта пришел посмотреть на выступление члена жюри нового проекта Первого канала «Голос»).
Целиком заполненный зал Чайковского реагировал на поток злободневностей разных лет сочинения довольно спокойно, хотя в антракте доводилось слышать сетования на то, «когда же закончится этот митинг». Но Градский не был бы Градским, если бы во втором отделения злободневности не продолжились бы, да еще в утроенном количестве.
Но Градский не был бы Градским, если бы во втором отделения злободневности не продолжились бы, да еще в утроенном количестве
Нынешнее состояние вокала Градского опасений не вызывает – верхние ноты собственных песен он не вытягивает минимум с десяток лет, а среднем для себя теноровом регистре звучит мощно и убедительно. Низы обогатились благородной хрипотцой, так что в целом голос (за исключением верхов) настроен гармонично.
Начался концерт с единственного хита артиста «Как молоды мы были», а неизбежный «Неформат» Градский разбавлял песнями из «Хрестоматии», «Сатиров» на стихи Саши Черного, «Автобиографией» из «Несвовременных песен» и прочими актуальными, по словам Градского, песнями. И тут злую шутку с народным артистом России сыграла все та же злополучная «фанера». Акустика зала Чайковского попросту не рассчитана на фонограммы. Минусовки пришлось воспроизводить довольно тихо, отчего все прелести оркестровой записи исчезли в силу неслышимости, и создавалось стойкое впечатление, что абсолютно все треки записаны на компьютере или дешевой «самоиграйке». А ведь записывались прекрасные оркестры, и сами аранжировки Градского – удивительный эксперимент с полноценным симфоническим звучанием в малых формах. Увы, на концерте все снивелировалось, и артисту пришлось вокальным мастерством компенсировать ямы в звуке. Он делал все, что мог и даже больше…
Цветы несли Градскому почти после каждой песни...
Давняя любовь Александра Градского к вальсам проявилась в полной степени, - не менее трети прозвучавших песен именно вальсы. Парадоксальным образом вальсы переплелись с трендом последних лет: уклоном в русский шансон. Некоторые треки вроде «Песни об иносказательности» или «Песни о любви» вполне можно представить в исполнении Успенской или Шуфутинского, со слезой в голосе, если бы не жесткий текст (довольно сомнительных поэтических достоинств). Однако Градский делает «песни для взрослых» многослойными, сложно структурированными, - отчего ротации на «Радио Шансон» вряд ли светят, равно как и на других массовых радиостанциях. Вполне прозрачный тезис «жить не по лжи» те же «ДДТ» или «Аквариум» облекают в высокохудожественные тексты и более доступные мелизмы, так что приоритеты у медиа вполне очевидны.
Градский делает «песни для взрослых» многослойными, сложно структурированными
Второе отделение прошло более живо. Гитара и Градский – прекрасное сочетание. Тут Александр Борисович вспомнил и старые песни на стихи Бернса времен «Скоморохов» - «В полях под снегом и дождем», «Наш старый дом». И спел несколько совершенно новых песен, и кое-что из «Монте-Кристо», и хорошо всем известную «Южную прощальную» (Ах, как хочется порой нам играть чужую роль..). Причем, ради эффекта, на коде отошел от микрофона и пел вокализ без подзвучки, - получилось едва ли не ярче.
Особое место Градского на отечественной эстраде очевидно. Не вина, а беда талантливейшего артиста, что его титанические эксперименты по синтезу оперы, рока, электроники и бунтарского слова никак не вступят в резонанс с потребностями публики. Даже на этом концерте, собравшем самых преданных и осведомленных почитателей голоса Градского, наибольшее количество аплодисментов вызвали именно лирические и шуточные песни, которые сам артист вставлял в сет-лист словно по необходимости. Талант всегда одинок. Не нам, а нашим потомкам судить о том, что из богатейшего наследия Градского останется в истории.
24.09.2012 ⋅ newsmusic.ru
Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться