«Сельская честь» по-московски: Пьявко и Андреева


У «Сельской чести» Пьетро Масканьи – репутация «шедевра с характером». Кроме того, что как музыкальный материал, она относится к типу «кровавых опер», так она ещё и создала своему автору дурную славу «композитора одного произведения».
С того дня, когда «Сельская честь» была признана лучшей оперой (одной из трёх лучших) в конкурсе, объявленном в Милане музыкальным издателем Эдуардо Санцоньо в 1888 году, она то и дело проявляет свой непростой характер. Видимая простота сюжета сочетается в ней со сложнейшими вокальными партиями, краткость звучания – с изощрённостью оркестровых изобразительных приёмов и густой плотностью музыкального текста. Но самым трудным в исполнении «Сельской чести» был и остаётся дух оперы: северянин Масканьи поистине божественным вдохновением создал произведение, отражающее не только традиции, но, прежде всего, национальный тип мышления и характеры жителей итальянского Юга – особой его территории, Сицилии. В понимании этого, в со-чувствовании с героями оперы и рождается та уникальная атмосфера, что превращает «Сельскую честь» в шедевр вот уже почти полтора столетия. И, наверное, именно поэтому опера, до невозможного популярная в Италии, – редкий гость на российских подмостках. В Москве сейчас она идёт лишь в одном театре – «Новая опера», в общий вечер с другой именитой одноактовкой – «Паяцы» Р. Леонкавалло. В прошлом году «Сельская честь» вернулась на сцену Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что проект, завершивший Фестиваль имени Ирины Архиповой, вызвал такой резонанс и интерес у столичной публики. «Сельская честь», прозвучавшая в концертном исполнении в недавно отреставрированном Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского, знаменательное событие не только потому, что его устроители – Министерство культуры России, Международный Союз музыкальных деятелей и Фонд Ирины Архиповой (продюсер – Надежда Кузякова), объявили спектакль благотворительным, в пользу нуждающегося в реставрации большого органа консерватории. Владислав Пьявко Эксклюзив проекта: в партии Туридду – Владислав Пьявко, народный артист СССР, знаковое имя в отечественной и мировой опере. Маэстро находится сегодня в такой хорошей вокальной форме, что несовпадения возраста героя и исполнителя кажутся совершенно неважными: концертная версия (запись оперы велась радио «Орфей») настраивает на «слушать», а голос Пьявко (в свои 72 года!) поразил свежестью тембра, полнотой звучания и молодой эмоциональностью, явив пение почти образцовое для драматического тенора. Маэстро словно переживает второе рождение, но уже – наделённый немалым вокальным опытом, о чём говорит великолепная фразировка, тончайшее меццо-воче на полном дыхании и хорошей опоре, богатство красок в нюансировке и неослабевающий посыл в зал – ровный по качеству наполнения и чувственно неукротимый. Веристская опера, к каковой и относится «Сельская честь», с её бытовыми страстями, поднятыми до эпической величины, требует не столько рваных в клочья чувств и громовых голосов, сколько абсолютной убедительности на пределе страсти и распахнутого им навстречу звука, как крика души – тонкой и ранимой, как стона сердца – большого и яростного. И таковы в этой опере все – мужчины, женщины. И поэтому она так легко обходится без сложносочинённого либретто и так завораживает чувственностью музыки и голосов. Хороши молодые сценические партнёры маэстро – Лариса Андреева-Сантуцца (меццо-сопрано) и Алексей Шишляев-Альфио (драматический баритон). Лариса Андреева и Алексей Шишляев Оказавшись в центре пересечения двух любовных треугольников, именно героиня Андреевой определяет тот накал страстей, на который равняются другие персонажи оперы. Солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Л. Андреева дебютировала в этот вечер в партии Сантуццы, продемонстрировав и вокальную зрелость, и настоящий артистизм. Её большой, красивый голос звучал невероятно гибко, не утрачивая своей силы и объёма в модуляциях, которыми изобилует опера Масканьи. Эту же мастеровитость в умении контролировать масштаб своего огромного голоса проявил и Алексей Шишляев, звучавший ровно, наполнено и сочно. Вполне реальным партнёром звёзд стал объединённый хор, собранный Борисом Таракановым для этого проекта. Быть может, слишком большой количественно для в общем-то камерной оперы – составленный из пяти коллективов Объединённого хорового движения Chorus Inside, он продемонстрировал не просто спетость – созвучие. И с особой красотой и выразительностью прошла сцена в церкви – возвышающая, литургическая. Своеобразной музыкальной «подушкой» для голосов стал Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашёва, чей дирижёрский стиль отличает чувство театрального в опере, умение слушать голос и художественно выразительный, глубокий жест.

18.12.2012 ⋅ newsmusic.ru

Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться