Ellen Band - 90% post consumer sound

XI recording, USA, 2003
Track list:
1. Railroad Gamelan (1992)
2. Swinging Sing (1992)
3. Radiatone (1988)
4. Closet Bird (1976)
5. Minimally Tough (1997)
Спору о concrete music и истоках noise культуры посвящается…
Попади этот диск мне в руки лет пять назад, я бы его выбросил. Или подарил знакомому автомобилисту, чтобы он привесил его на лобовое стекло, зайчики на дорогу отбрасывать. Сделал бы это я потому, что был молод и не подкован в современном искусстве, так что при всем своем желании не смог бы назвать это музыкой.
Теперь же, вкусив академический авангардизм Stockhausen, шумовые эксперименты Aube, переслушав очень многое и многих, я подошел к прослушиванию данного альбома с большей самоотдачей.
Начну с ощущения, что это не концептуальный альбом. Не может быть концептуальным диск, на котором собраны композиции столь разных лет. Так что это, скорее всего, просто своеобразная ретроспектива, «смотрите, как я развивалась». Развивалась девушка так:
«Railroad gamelan» - полотно данной композиции состоит из звуков движения электропоезда. То есть просто звуки, которые любой желающий может услышать, если постоит возле открытой линии метро, например (уверен, там данная композиция и была записана). Сначала мы слышим один поезд, грохот колес, вибрацию рельс, гудки, позвякивания…потом на эти звуки накладываются аналогичные, еще и еще, пока к концу трека вокруг Вас не несется целая «стая» пригородных электричек (если Вы боитесь метрополитена, читайте в место «пригородных электричек» «составов метро»). Впечатление от прослушивания – завораживает, как хороший индастриал от каких-нибудь Throbbing Gristle, местами испытываешь гордость за родные РЖД.
«Swinging Sing» - если верить подписи под названием трека, при его создании использовалось очень много скрипок и виолончелей, почти оркестр. Трек – почти по Маяковскому «А Вы фокстрот сыграть смогли бы…?». Данные люди смогли. Правда, то ли в силу слабого музыкального слуха, то ли отсутствия музыкального образования я не услышал ничего, что попадает под определение «Скрипки». Вместо них – довольно абстрактные звуки механического происхождения, наложенные друг на друга и прокрученные в произвольном порядке. Создан гипнотический эффект, чем - то напоминает последние опусы Autechre, также нелогично и случайно.
«Radiatone» - вещь, которую я прослушиваю регулярно. Понравилась она мне явным сходством с творчеством отличного японского шумовика Aube. Эллен использовала для создания этой композиции…радиатор, обычную комнатную батарею, но сделала это достойно и интересно. Около восьми минут переливающейся, журчащей воды, позвякивания, постукиваний – очень четкое, структурное музыкальное полотно, «квартирный эмбиент» и гимн водопроводчиков. Если серьезно – образчик concrete music как таковой.
«Closet Bird» - самая старая вещь на диске, написанная еще до рождения многих современных музыкантов. Я ожидал от нее много (хотел, так сказать, припасть к истокам) и сильно разочаровался. Коротко о данном треке можно сказать следующее: « В 1976 году у Эллен Бэнд была канарейка. Она (канарейка) жила в клеточке, на жердочке. Ее жизнь в течении 15 минут и записала с помощью микрофонов Эллен». Любой обладатель канарейки может устроить себе аналогичное прослушивание данного произведения.
«Minimally Tough» - достойное завершение данного альбома. Низкочастотное, микротональное звучание, очень тихий поток звуков. Что за предмет из окружающей действительности лег в основу этого потока звуковых частиц – неясно, да это и не важно. Поток, иногда очень плотный , иногда прерываемый тишиной, проходит сквозь сознание слушателя, вроде ничего не оставляет после себя, ничего с собой не уносит – а слушать приятно и иногда хочется вернутся к данному произведению.
Так вот, прослушивая первый и пока единственный альбом Эллен Бенд, я неожиданно поймал себя на том, что постоянно сравниваю такие вот звуковые эксперименты с фотографией. Действительно, что это такое, как не попытка запечатлеть в звуковом потоке некую картину, которая постоянно меняется? Создать звуковое отражение реальности, перевести изображение в шум, некую форму субтитров для слепых? Фотография, если она полностью передает то, что на ней отражено, что хотел сказать фотограф, безусловно, имеет художественную ценность. А имеет ли ценность эта почти документальная подборка звуков? Или, как всегда, ответ за будущим?

17.05.2004 ⋅ openmusic.ru

Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться