В Москву! Не в Москву! Куда уезжают работать режиссёры из Петербурга

«Утопия». Марат Гацалов, Театр Наций

Два года назад Марат Гацалов, покинул пост главного режиссера Новой сцены Александринского театра и уехал в Москву. Причем, уехал не один. Вместе с ним из петербургского РГИСИ (бывший СПбГАТИ) в ГИТИС перебрались 14 студентов, которым Гацалов преподавал актерское мастерство. Сейчас увидеть учебные работы курса гацаловцев можно в Школе Современной пьесы, а новую постановку самого Гацалова «Утопия» по одноименной пьесе Михаила Дурненкова — в Театре Наций. Кстати, спектакль «Дыхание», выпущенный режиссером на малой сцене этого театра в 2016 году, сразу после ухода из Александринки, получил «Золотую Маску» в номинации «Работа художника» (Ксения Перетрухина).

«Человек из рыбы». Юрий Бутусов, МХТ им. Чехова

Новый сезон Московского Художественного театра откроется премьерой спектакля «Человек из рыбы», поставленного бывшим художественным руководителем петербургского театра им. Ленсовета Юрием Бутусовым по пьесе петербургского драматурга Аси Волошиной.

Что же до театра им. Ленсовета, то он откроет сезон спектаклем Бутусова «Гамлет» с Лаурой Пицхелаури в главной роли. Да, в этом спектакле Гамлет — женщина. Вернее, хрупкий, но очень отважный подросток, который настырно выбирает «быть», а не «не быть». Кстати, недавно стало известно, что эта постановка, выпущенная Бутусовым накануне ухода из театра, стала номинантом на главную петербургскую театральную премию «Золотой Софит» сразу в пяти номинациях («Лучшая режиссёрская работа», «Лучший спектакль», «Лучшая мужская роль» — Сергей Перегудов, «Лучшая мужская роль второго плана» — Александр Новиков и «Лучшая работа художника-сценографа» — Владимир Фирер).

«Текст». Максим Диденко, Театр им. Ермоловой

Называть Максима Диденко петербургским режиссёром уже давно можно разве что условно. Но и московским режиссёром его тоже назвать нельзя. Всё потому что Диденко, кажется, обладает личным телепортом, который помогает ему регулярно выпускать премьеры и в Москве, и в Петербурге, и в Европе. Новый спектакль «Текст» поставлен по одноименному роману Дмитрия Глуховского, автора антиутопий «Метро 2033/2034/2035». Но, в отличие от «Метро», в «Тексте» действие разворачивается не в постапокалиптическом будущем, а в настоящем, правда, как периодически кажется, ничуть не менее постапокалиптичном. Сначала Диденко хотел снять по роману фильм, но в итоге превратил в подобие съемочного павильона сцену Театра им. Ермоловой. Вместо декораций в «Тексте» — экраны, на которых появляется то живописная панорама ночной Москвы, то обшарпанные стены подъезда многоэтажки. Вместо обычной, реальной жизни у героев спектакля — гигабайты переписок в мессенджерах и события, которые, если и могут происходить, то только в фильмах. Сверху всё происходящее фиксирует дрон.

«Война ещё не началась». Семён Александровский, театр «Практика»

Пьеса Максима Дурненкова «Война ещё не началась» была написана в 2014 году для постановки в английском театре Royal Plymouth. С тех пор по ней уже были созданы спектакли не только в Англии, но также в Чехии, Румынии и Литве. Страна, язык и политическая система, как оказалось, для этого текста не имеют значения — война вокруг внутри нас может начаться в любой момент. Даже если вокруг разноцветные шарики, а на голове у тебя развеселый клоунский парик.

Над постановкой в «Практике» Семён Александровский работал совместно с актерами Мастерской Дмитрия Брусникина и петербургским композитором Настасьей Хрущевой, а почти одновременно с московской премьерой успел выпустить спектакли в Италии и Петербурге.

Семён Александровский

«Я петербургский режиссёр, потому что Петербург — это город, в котором я живу. Но это никак меня не определяет и никак не ограничивает. Географическое разделение довольно сильно устарело. Ты можешь работать в любой точке мира, — это вопрос нескольких часов перемещения в пространстве. Только что мы сделали спектакль с римским театральным коллективом Gruppo Dynamis по пьесе "Заполярная правда" Юрия Клавдиева, которую перевёл на итальянский ученик драматурга и переводчика Натальи Осис, преподающей в Генуэзском университете. Всё, границы стерты, никаких границ нет. Границы только в голове. Их нужно просто преодолевать. В общем-то это одна из задач искусства — подбираться к границам. Потому что как только ты работаешь внутри сформировавшихся границ, не происходит обновления, а желание обновления очень органично. Если это не профанация, то именно так и рождаются новые формы».

Новая петербургская постановка Александровского — спектакль Questioning, созданный совместно со швейцарской компанией Magic Garden, — это действительно новая для российского театра форма, спектакль-эксперимент, в котором нет ни актеров, играющих роль, ни зрительного зала, ни действия, за которым вы наблюдаете. Вместо всего этого — два параллельных ряда стульев, такой же, как вы, зритель-участник напротив, пачка конвертов и час времени на исследование чужой жизни. Какими будут результаты этого исследования — зависит от вас.

В Москву или не в Москву?

Евгения Беркович

«Мир меняется, мир открыт. Все работают везде. Но если говорить объективно, в Москве для режиссёров работы гораздо больше, чем в Петербурге. К тому же Петербург гораздо более консервативный, инертный, а в Москве хоть петухом кричи и на голове прыгай — никого ты этим не удивишь. С другой стороны, в Петербурге в последнее время появляются свои места силы. Для меня это, в первую очередь, Новая сцена Александринского театра, где свободно развиваются самые передовые вещи, причем не только в театре, но и в музыке, перформансе, танце. Я сделала с Александринкой один спектакль —
“Солнечная линия” по пьесе Ивана Вырыпаева, и это было круто, потому что ты чувствуешь, что люди, приходящие сюда, открыты. Ты не ждешь, что из-за угла начнут кричать: “Здесь творили великие, а вы тут со своим современным искусством”. Но больше всего возможностей для молодых режиссеров, как мне кажется, дает сейчас не Питер и не Москва, а театральная провинция. Есть масса примеров, того, как люди, сделали один спектакль в Лесосибирске или Шарыпово и "выстрелили", а есть те, кто уже 10 спектаклей в Москве поставили по малым сценам, а про них до сих пор никто ничего не знает».

Это может показаться странным, но чаще всего режиссеры, особенно молодые, уезжают из Петербурга не в Москву, а в регионы. И именно работа в провинциальных театрах, участие в региональных лабораториях и фестивалях может стать шансом на быстрый старт.

Олег Христолюбский

«Я учился в РГИСИ, а свой дипломный спектакль ставил в лесосибирском театре “Поиск”. Когда руководство этого театра предложило остаться, я сразу согласился. Работа в провинции для молодого режиссера из Петербурга — это возможность развиваться, делать то, что нравится, а не только то, что от тебя требуют. При этом ты не имеешь права сидеть на одном месте. Нужно стараться участвовать в лабораториях, пробиваться на фестивали и использовать каждый шанс вскарабкаться на ступеньку выше. В ноябре в рамках московского фестиваля “Артмиграция-детям” покажут мой спектакль “Воскресный ребенок”, и для меня это очень важно, это новая возможность. В Петербурге таких возможностей, гораздо меньше, чем в Москве и даже меньше, чем в регионах. В провинции ты приходишь и говоришь: “У меня есть идея”, и тебе отвечают: “Давай, мы за любой движ”. Так, например, получилось, с моим спектаклем “Ельцин” в красноярском “Театре на крыше”. В Москве тебя спросят: “Сколько мы на этом заработаем?”. В Петербурге скажут: “Что-то нам лень”».

Текст: Маргарита Спасская

18.08.2018 ⋅ kudago.ru

Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться