Артур Флек (Хоакин Феникс), под маской Джокера совершивший несколько громких убийств, находится в заключении в психбольнице Аркхем. В соседнем крыле здания он встречает восхищённую поклонницу Ли (Леди Гага), в которую влюбляется с первого взгляда. Возлюбленная принимает в нём личность Джокера, уговаривает отказаться от лекарств и обещает поддержать на суде.
Вышедший в 2019 году «Джокер» Тодда Филлипса прогремел на весь мир: восторги фанатов супергеройского кино и массовой публики, хвалебная критика, номинации на всевозможные кинопремии и главная награда Венецианского кинофестиваля. Авторы вознамерились снять необычный сиквел, взяв в сообщницы Джокеру Харли Квинн в исполнении Леди Гаги. Однако фильм разочаровал преданных фанатов.
Идея поставить сиквел «Джокера» как мюзикл, то есть выделить несколько громоздкие для основного повествования хореографические выкрутасы Хоакина Феникса в отдельные номера, изначально выглядела не такой уж и безумной. Проблема лишь в том, что мюзикл — это особый жанр, который характеризуется степенью соотношения музыкальных номеров с остальным происходящим в фильме. Они могут быть интегрированы в повествование, комментировать его или же оттенять, выявляя иную степень условности. То есть герои в какой-то момент почему-то начинают петь, и это «почему-то» — важно.
Первую песню Артур поёт для себя — в сцене, снятой единым планом и не замеченной другими обитателями тюрьмы. Дальше поёт и Артур, и убегающие от охраны безумные влюблённые, и обезумевшие заключённые, и жестокий охранник. Одни музыкальные эпизоды встраиваются в повествование, другие же, по-видимому, репрезентируют разбушевавшуюся фантазию влюблённого Джокера.
Музыка выступает языком любви двух потерянных героев, их тайным и личным миром среди ярких декораций. Но для полноты картины петь на всякий случай будут все.
Проблема со сбивчивой структурой мюзикла, то есть с отказом создателей даже поставить вопрос о мере условности или же подлинности происходящих событий, о субъектах и наблюдателях в музыкальных номерах, — это ещё полбеды. В дополнение к мюзиклу авторы фильма берут судебную драму. Сюжет второго «Джокера» целиком строится вокруг судебного заседания над Артуром Флеком.
Судья с умным видом не раз обращается к герою-обвиняемому с требованием не превращать заседание в спектакль. Однако любой суд — и суд присяжных, и суд кинематографический — по сути своей является спектаклем. Публичное судебное заседание — место, где обвинение и защита выстраивают свои версии перед присяжными, разыгрывают историю, самая убедительная из которых выигрывает.
Поначалу все участники громкого процесса о Джокере эти правила принимают. Судья размахивает молоточком, прокурор аккуратно поправляет костюм, публика смеётся. Адвокат Флека предлагает линию защиты — упор на невменяемость подзащитного, для которого Джокер выступает как ответ на пережитую травму. Возлюбленная, в свою очередь, предлагает высказаться самому антигерою. Свидетели напоминают о событиях предыдущего фильма, для большей внятности проиллюстрированных флешбеками. Бедный Артур мечется от одного состояния к другому без какой-либо цели. Кажется, все участники позабыли, что ставка в этой игре — человеческая жизнь.
Герой сиквела не Джокер, а Артур — маленький и ничтожный человечек в руках системы. Но создатели «Безумия на двоих», по-видимому, задались целью сделать кино зрелищное, вызывающее и необычное, позабыв по пути и о своём герое, и о внятных драматургических и формальных мотивировках. Кредо фильма «that’s entertainment!» воспринимается вполне буквально: происходящее на экране есть развлечение, зрелище, только и всего.
И последствия подобного довольно издевательского подхода к жизни героя как начисто лишённой логики и смысла игре окончательно проявляются к финалу. Если всё вокруг зрелище и развлечение, то неоткуда взяться и подлинности.
Артур здесь — лишь клоун, паяц, посмешище на потеху публике. И полицейское насилие шокирует не издевательством над героем, а потому, что зрители хоть раз вчитывались в новостные сводки.
В финале фильма несчастный герой произносит единственную искреннюю фразу: «Я не хочу больше петь». Чтобы после, разумеется, вернуться к ещё одной песне.
«Джокер: Безумие на двоих» — провальный фильм по всем категориям. И напоминает он многократно повторённую шутку, вместо грустного смеха вызывающую лишь раздражение.
Хотите быть в курсе всего самого интересного в городе? Подписывайтесь на нас в Telegram в Санкт-Петербурге и в Москве. Рекомендации от KudaGo, планы на выходные, интересные события, места и подборки — читайте нас там, где вам удобно.
16.10.2024 ⋅ kudago.ru
Для добавления сообщения необходимо зарегистрироваться